Дайджест

Игорь Гончаренко: "Киев должен активно работать на привлечение внешних финансовых ресурсов"

Сотрудник фонда "Эффективное управление", куратор совместного с КГГА проекта "Стратегия развития Киева до 2025 г." Игорь Гончаренко в интервью РБК-Украина рассказал о главных препятствиях на пути реализации Стратегии развития Киева,  а также об отраслях в инфраструктуре Киева, в которые интересно вкладывать средства инвесторам.

РБК-Украина: Какими могут быть главные препятствия на пути реализации Стратегии развития Киева? Какие факторы могут более других сдерживать ее воплощение?

Игорь Гончаренко: Чтобы Стратегия была реализована, что, кстати, является самой большой проблемой для стратегических документов, составляемых в Украине, ведь большинство из них так и остаются лежать на полке, нужно, во-первых, чтобы инициатива создания стратегии изначально исходила от команды города. Должны быть желание и воля городской власти ее не только разработать, но и исполнить. Если такого желания нет, то это уже риск.

Второе - как в разработку, так и во внедрение стратегии должна вовлекаться общественность. При разработке Стратегии проводились публичные слушания, учитывались комментарии граждан, мнения экспертов. То есть, если Стратегия является собственностью города, то это уже практически залог успеха. На этапе внедрения нужно продолжать вовлекать экспертов бизнеса и горожан, но уже по конкретным проектам и инициативам в рамках реализации Стратегии.

Третий риск - риск финансирования. Естественно, каждая стратегия, если она амбициозна, предполагает привлечение значительных финансовых ресурсов. Естественно, в условиях ограниченного городского бюджета, таких ресурсов у города в настоящее время нет, особенно, если брать цифры, заложенные в Стратегии. Поэтому необходимо уже на этапе разработки рассматривать различные варианты финансирования.

А именно: привлечение средств госбюджета, привлечение средств частного бизнеса, возможно, грантовых денег, софинансирование граждан в реализации каких-то отдельных инициатив, (такие примеры есть по всему миру). Нужно максимально расширить спектр источников денег и работать проактивно по всем этим направлениям.

Четвертый - это институциональный риск, который делится на две составляющие. Если нет соответствующего регламентного поля, то есть, четко не прописаны процедуры и процессы, не утверждены планы реализации - это большой риск. Утверждение Стратегии на Киевсовете - уже в какой-то степени элиминирование этого риска. Сейчас Киевской городской госадминистрацией разработаны и подписаны планы-графики по каждой из стратегических инициатив, в которых прописаны сроки, ответственные и конечные результаты. Это первая составляющая институционального риска.

Вторая - это команда: наличие профессионалов, персонала с соответствующими навыками. В рамках реализации Стратегии была создана группа из советников при главе горадминистрации, которые отвечают за одно или за несколько направлений реализации. Эти советники взяты извне. Большинство из них работали в бизнесе, имеют экспертные знания в той или иной сфере, все владеют английским языком.

Пятый риск - это риск того, что Киев является столицей и не все здесь решает местная власть. Центральная власть имеет очень большое влияние и, наверное, многое зависит от того, какие инициативы будут поддержаны на уровне государства. Большой плюс, что ряд крупных проектов, которые реализуются в рамках Стратегии, были возведены в ранг национальных. Нельзя также забывать, что все законодательное поле у нас определяется центральной властью, множество барьеров не могут быть устранены местными властями - в таких случаях город может только лоббировать, чтобы изменить ситуацию.

РБК-Украина: Повлияет ли на воплощение Стратегии смена городской власти? Или это документ, который будет лежать в основе деятельности любой власти?

Игорь Гончаренко: Тут предсказать очень сложно, поскольку у нас законодательным полем не регламентирована обязательность выполнения Стратегии. Она была принята на Киевсовете и, естественно, этим шагом ей придали официальный статус и сделали независимой от той или иной власти.

Все-таки документ является не собственностью текущей власти, а собственностью киевлян. Это объективный документ, не содержащий политической программы. Естественно, если через какое-то время произойдет смена власти, но мы все же надеемся, что любой руководитель, который придет, оценит по достоинству качество этого документа и примет его за основу.

Вместе с тем, мы все понимаем, что с течением времени какие-то обстоятельства могут меняться и определенные корректировки могут вноситься в этот документ. Но они должны вноситься на основе тщательной диагностики, глубокого анализа, консультаций с экспертами, чтобы это не было огульное решение избавиться от Стратегии только ради того, чтобы на пустом месте создать новую. Мне кажется, что документ достаточно качественный и может послужить основой для долгосрочной политики города.

РБК-Украина: Что должно быть приоритетным для власти, чтобы максимально эффективно реализовать этот документ? Какие факторы здесь могут быть решающими?

Игорь Гончаренко: Я думаю, что, во-первых, все исходит из вышеперечисленных рисков.

Первый приоритет - это необходимость ведения постоянного контроля и мониторинга реализации Стратегии с целью сравнения, насколько те или иные показатели, заложенные в Стратегии, достигаются. Это регулярный анализ, по итогам которого руководство города должно принимать соответствующие решения.

Второе - это приоритет финансирования. Город должен работать проактивно на привлечение внешних финансовых ресурсов. Первый шаг, достаточно значительный, в этом направлении уже был сделан - это проведение Первого киевского международного инвестиционного форума.

Это должна быть ежедневная работа для власти, которая бы обеспечила прозрачность процесса работы с инвесторами. Каждый инвестор должен знать, куда ему обратиться со своим инвестиционным проектом, как будет этот проект далее проходить весь процесс, кто будет со стороны города отвечать за сопровождение проекта, а впоследствии - за контроль выполнения обязательств по проекту, как упрощаются процедуры для бизнеса.

Уже созданы разрешительные центры в городе, что значительно облегчает для бизнеса получение разрешительных документов. Помимо этого, город должен самостоятельно анализировать, какие согласования или разрешения можно упростить, а возможно даже и отменить.

Также город должен активно представлять свои инвестиционные возможности за рубежом: налаживать контакты с другими странами, проводить road show , презентации проектов, участвовать в международных выставках, создавать собственную презентационную и промо-продукцию, которая будет продвигать город как место для успешных инвестиций.

РБК-Украина: В Киеве прошел Первый инвестиционный форум, на котором было много проектов из Стратегии развития Киева. Как Вы оцениваете результативность этого форума? В какие отрасли или конкретные проекты, по Вашему мнению, наиболее интересно будет вкладывать иностранному инвестору? В какие проекты труднее всего будет привлечь инвестора?

Игорь Гончаренко: Я считаю, и это мы видели по откликам в прессе, что форум прошел успешно. Событие такого уровня - это первый опыт для Киева. Я думаю, что это хороший пример для всей Украины. На форум приехали приглашенные потенциальные инвесторы из 15 стран мира, а в общем было более 400 человек гостей.

Сам форум - это важный сигнал для внутренних и иностранных инвесторов, что Киев совершил «перезагрузку» в подходе привлечения инвестиций, что город готов работать с бизнесом в режиме взаимовыгодного сотрудничества. Такие события позиционируют Киев на международной инвестиционной карте.

Что касается отдельных отраслей, то я могу сказать, что, естественно, наиболее привлекательной для бизнеса является сфера девелопмента, которая предусматривает хорошую коммерческую составляющую, и бизнес охотно идет в эту сферу. Что касается транспорта, то, например, проект четвертой ветки метрополитена тоже может быть прибыльным для бизнеса, но тут надо четко понимать, какие условия сотрудничества, какая коммерческая составляющая будет выгодна инвестору.

РБК-Украина: Можно ли сказать, что транспортная отрасль - это не самый интересный для иностранных инвесторов путь вложения денег?

Игорь Гончаренко: Наверное, просто в тех сферах, где либо контроль, либо собственность остается у города, и где тарифы регулируются законодательно и не могут быть повышены по желанию бизнеса, не наблюдается активного желания инвесторов вкладывать деньги. Мы с вами понимаем прекрасно, что на проезд в метро не может быть установлена любая стоимость, поскольку существуют определенные ограничения, социальные факторы.

То же самое связано с жилищно-коммунальным сектором. Не так просто привлечь инвестора в тот же проект по водоснабжению города, потому что тарифы - это очень чувствительная тема, и они не могут быть подняты до уровня, которого захочет бизнес, потому что это связано со значительной финансовой нагрузкой на население. Тут бизнес должен делать тщательные и четкие просчеты, чтоб понимать, что условия, которые предлагает город, возможности, которые есть, позволят получить окупаемость и какие-то доходы.

То есть, транспортная сфера и сфера ЖКХ являются более-менее проблемными и в них надо искать новые методы сотрудничества, в частности, в рамках государственно-частного партнерства.

РБК-Украина: Но в Стратегии много проектов именно в этих отраслях и, чтобы дойти до заложенных показателей, необходимо вкладывать много средств, которые без инвесторов невозможно «поднять». Что должен увидеть инвестор, что для него может быть решающим, чтобы вложить деньги в эти сферы?

Игорь Гончаренко: Во-первых, необходимо доработать законодательное поле в части государственно-частного партнерства. Есть рамочный закон, который действует, но необходимо еще вносить изменения в ряд законодательных актов для того, чтобы те виды государственно-частного партнерства, которые в этом законе прописаны, могли быть с юридической точки зрения реализуемы.

Мы все понимаем, что в те проекты, в которые бизнес сам, может быть, не заинтересован войти, он войдет с участием и гарантиями города. То есть, город предоставляет бизнесу эксклюзивное право предоставления определенного вида услуг, например, водоснабжение, а бизнес вкладывает деньги в модернизацию теплосетей.

Что должен сделать город в целом - это, наверное, упростить процесс получения разрешений и согласований, потому что для бизнеса - это основные ограничивающие факторы. Если пропадет необходимость уплаты неформальных платежей и взяток для того, чтобы открыть бизнес, значительная часть финансовой нагрузки на бизнес будет снята, что повысит эффективность реализуемых проектов. Плюс еще сроки получения разрешений, потому что, например, процесс получения разрешения на строительство очень долгий, и, отвлекая свои ресурсы на такое длительное время, бизнес несет дополнительные расходы.

Также должно быть активное участие города в работе с инвесторами. Должна быть создана внутренняя структура, своего рода инвестиционное агентство, которое будет работать с инвесторами. В частности, делать маркетинг города, собирать все имеющиеся предложения города, продвигать их. Это агентство, в которое будут обращаться инвесторы за консультационной поддержкой, за помощью в доработке, оформлении проектов, которые могут быть вынесены на инвест-комиссию. В этом агентстве должны работать профессионалы и город должен показать, что он профессиональный игрок на этом поле.

РБК-Украина: Планирует ли город создавать такое агентство?

Игорь Гончаренко: У города уже есть инвестиционное агентство, просто его необходимо усилить, пересмотреть некоторые функции, его работа должна быть оптимизирована.

Дата: 27.04.2012
Источник: РБК Украина