Дайджест

Система образования Украины требует капитального ремонта

Украина часто воспринимается как страна, которая имеет хорошую образовательную систему и, что более важно, хороший доступ к образованию, но это только на поверхности. Более глубокий анализ свидетельствует о наличии серьезных проблем, решить которые можно лишь совместными усилиями государства, бизнеса и общества.

Беглый взгляд на результаты исследования Всемирного экономического форума (ВЭФ) позволяет увидеть, что по количеству учащихся в высших учебных заведениях Украина занимает 7-е место в мире, в то время как по качеству подготовки по математике и естественным наукам – 36-е из 142 стран.

По результатам Доклада о человеческом развитии ООН система образования Украины занимает позиции на одном уровне с крупными странами ЕС, такими, как Великобритания или Польша. В целом неплохо, однако, такой результат, во-первых, в значительной мере, достижение, унаследованное со времен советской эпохи. Во-вторых, если копнуть глубже, или если начать сравнивать Украину с другими странами, картина выглядит менее оптимистично.

Охват начальным образованием в последние годы остается стабильным на уровне 90 процентов, что обеспечило Украине 105-е место по данной позиции в Индексе глобальной конкурентоспособности (ИГК) Всемирного экономического форума ( ВЭФ). В сферах, где важно использование знаний, Украина также демонстрирует не самые лучшие результаты, например, по качеству школ менеджмента и обучению персонала на рабочем месте. Отечественный бизнес имеет ограниченный доступ к исследованиям и обучению (88-е место в ИГК). Касательно сотрудничества между университетами и промышленностью в НИОКР, то по данной позиции в ИГК Украина занимает лишь 70-е место. В целом, это означает, что знания, полученные в университетах или профтехучилищах, не применяются на рабочем месте.
Фонд «Эффективное управление» в сотрудничестве с ВЭФ проводит подробные ежегодные исследования конкурентоспособности. В результате опроса более 2000 руководителей по всей стране, мы получаем оценку бизнеса по различным аспектам конкурентоспособности, в том числе и по образованию.

Полученные результаты не однозначны. С одной стороны, 39 процентов руководителей утверждают, что система образования страны не соответствует потребностям бизнеса. При этом, каждый пятый менеджер согласен с утверждением, что низкая квалификация рабочей силы является проблемой. С другой стороны, только 2 процента опрошенных руководителей назвали образование одним из наиболее проблемных факторов ведения бизнеса. Большее беспокойство вызывают коррупция и чрезмерное регулирование. Это означает, что сегодня украинский бизнес мало беспокоится о стратегическом развитии образования и рабочей силы. Его деятельность в большей мере направлена на выживание.

Риски, связанные с образованием варьируются от региона к региону. Например, разрыв по качеству начального образования по некоторым из 27 регионов Украины соответствует разнице в 40 стран по данному показателю в Индексе глобально конкурентоспособности ВЭФ. То же самое касается доступа к Интернету в школах.

Ситуация с охватом высшим образованием выглядит еще более мрачно. В то время как в столице уровень охвата 100 процентов, в некоторых сельскохозяйственных регионах к высшему образованию имеют доступ лишь от 30 до 40 процентов выпускников школ. Эта цифра сопоставима со многими развивающимися странами Азии или Латинской Америки.

Не лучшим образом выглядит и управленческое образование в Украине. На сегодня оно одно из худших в мире (140 из 142 стран ИГК ВЭФ). Для бизнеса это сигнализирует о том, что в долгосрочной перспективе страна будет становиться все менее конкурентоспособной.

Проблема требует решения. Вопрос в том, кто будет платить за это решение? Наше исследование показывает, что, хотя бизнес и признает проблемы вероятность того, что он готов инвестировать в образование   низкая.

Украинский бизнес не демонстрирует дальновидности, возможно, с некоторыми исключениями, которые только подтверждают правило. Основным источником финансирования продолжает оставаться государственный бюджет, который в ближайшее время будет продолжать оставаться бедным, особенно в свете надвигающийся внешних платежей по долгам.

Возможно, украинские налогоплательщики станут теми, кто будет платить за необходимые изменения? Хотя у них скорее всего возникнет вопрос, почему именно они должны платить, ведь они уже и так платят за образование в виде налогов. Кроме того, как правило, между тем сколько люди платят за образование, и его качеством наблюдается низкая корреляция. Более того, помимо различных коррупционных платежей (которые напрямую нельзя отнести к плате за знания) по нашим подсчетам на основе результатов исследования Research&Branding Group украинцы тратят на образование до 20 млрд. грн в год, что соизмеримо с порядком расходов Госбюджета на образование. Из вышеупомянутых средств, лишь пятая часть используется на повышение квалификации или самообразование. Большая часть денег уходит на школьное и дошкольное образование.

Понятно, что ни бизнес, ни государство, ни общество в отдельности не в состоянии кардинально улучшить ситуацию в сфере образования. Только совместные усилия могут привести к положительным изменениям, которые сделают Украину конкурентоспособной в быстроменяющихся условиях глобализации. Образование, как раз один из тех ключевых факторов, которые смогут привести Украину в клуб стран с процветающей экономикой.

Дата: 01.09.2012
Автор: Тамара Подвысоцкая, аналитик, эксперт по вопросам образования Фонда «Эффективное управление»
Источник: KyivPost