Новости

Будь готов к сетевой активности

С помощью Индекса сетевой готовности (Networked Readiness Index) оцениваются движущие факторы и степень влияния информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в той или иной стране. При этом учитывается равноправная роль и ответственность всех "игроков" социума - индивидуумов, бизнеса и правительства. Цифра

По итогам первого полугодия 2013 года в Украине предоставили информационных и услуг по компьютерному программированию на сумму 5 млрд 24 млн грн. В то же время население оплатило IT-услуг на сумму 166 млн грн. Сегодня в стране каждое 10-е предприятие в сфере услуг занимается информационными технологиями. Опять семьдесят пять...

В недавно обнародованном фондом "Эффективное управление" Индексе сетевой готовности Украина (75-я по итогам 2012 года) не смогла показать положительную динамику в этой сфере. Не только страны Европы, но и СНГ значительно опережают нас как по уровню, так и по динамике развития данных технологий.

Так, заметную положительную динамику за минувшие 5 лет демонстрируют Казахстан (55-е место), Россия (56-е) и Азербайджан (61-е). Несмотря на то, что Украина также имеет относительно низкую стоимость доступа к информационной инфраструктуре, высокая заинтересованность правительств РФ, Казахстана и Азербайджана в развитии ИКТ как движущей силы экономического роста дает возможность этим странам достигать лучших результатов и занимать более высокие места в рейтинге.

Авторы исследования ориентируются на предположение, согласно которому существует тесная связь между развитием ИКТ и экономическим благосостоянием. Ведь ИКТ играют сегодня ведущую роль в развитии инноваций, повышении производительности и конкурентоспособности, диверсифицируют экономику и стимулируют деловую активность, чем способствуют повышению уровня жизни людей. Благопристойный электронный чиновник

Наименее востребованы ИКТ в госуправлении, о чем свидетельствует позиция Украины в рейтинге по уровню использования информационных технологий в госсекторе - 111-е место по итогам оценки 2012 года. Как уже отмечалось, падение вызвано не столько снижением этого показателя в Украине, сколько значительным опережением темпов внедрения ИКТ правительствами других стран. Например, в РФ и Казахстане внедрение ИКТ в сфере госуправления - прямая инициатива первых лиц государства.

Правда, сегодня Государственное агентство по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины уже может возразить международным экспертам.

Внедрение "электронного правительства" в Украине определено как приоритетное направление государственной политики в сфере информатизации. Так, в рамках Программы экономических реформ на 2012-2014 годы создан один из системообразующих элементов электронного управления - система электронного взаимодействия органов исполнительной власти (СЭВ ОИВ).

С ее помощью происходит обмен внешней корреспонденцией, осуществляется контроль за выполнением поручений, организованы процессы согласования проектов документов. Система экономна и удобна в эксплуатации благодаря тому, что построена на основе облачных технологий, следовательно, доступ к ней возможен только с помощью Интернета и единого формата обмена электронными документами. Юридическая значимость документооборота обеспечивается электронной цифровой подписью. Также создается комплексная система защиты информации и ее государственной экспертизы.

Как подсчитали в Гос-информнауки, внедрение электронного документооборота повысит производительность труда органов исполнительной власти на 20-25% и удешевит стоимость архивного хранения документов на 80%.

До конца года все органы исполнительной власти должны подключить свои системы электронного документооборота к СЭВ. Быстрее, выше, сильнее...

Одна из причин нашего отставания - технологическая. Несмотря на гонку операторов Сети под знакомым олимпийским девизом, на протяжении последнего десятилетия барьеры доступа к качественному скоростному Интернету в мире не уменьшились, а цифровой разрыв стал заметнее. Если измерять его битами информации в секунду, доступными в течение года рядовому жителю страны, то разрыв между развитыми государствами и находящимися "на пути развития" в 2001 году составлял 40 Кбит/с, тогда как в 2010-м он уже достиг отметки в 3 Мбит/с.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития за минувший год, в группе развитых стран в целом абонентами (подписчиками) скоростного Интернета были 321300000 человек, из которых почти четверть приходилась на США. Высокие рейтинги по этому показателю у Японии, Германии, Франции, Великобритании и Южной Кореи.

Интересно, что проникновение бродбенда (этим термином принято кратко называть широкополосный высокоскоростной Интернет) не вполне коррелируется с таким показателем экономического развития страны, как ВВП на душу населения. Самым высоким в 2012 году он был в Люксембурге ($89801) и Норвегии ($61870). В то же время если позиция Норвегии в указанном рейтинге была пятой, то у Люксембурга - только двенадцатой.

Согласно глобальным исследованиям Household Download Index, по состоянию на 2013 год скорость Интернета высокой была в Гонконге (49,2 Мбит/с), Сингапуре (40,60 Мбит/с), Андорре (39,27 Мбит/с), Литве (36,78 Мбит/с) и Южной Корее (35,33 Мбит/с). Шестая позиция принадлежала Японии. Украина по средней скорости доступа в Интернет занимает в рейтинге 24-е место (13,2 Мбит/с). Это не так уж и хорошо.

Национальный институт стратегических исследований при Президенте Украины в своем докладе "Доступ в Интернет" даже предлагает специальный проект - формирование национального плана развития широкополосного доступа в Украине, что может стать залогом роста ВВП.

Предварительно намечены даже даты: до 2017 года - скоростной доступ для сельских и отдаленных районов на уровне 5 Мбит /с, для городов - от 20 Мбит / с. А к 2020-му - для сельских и отдаленных районов на уровне не ниже 20 Мбит /с, для городов - до 30 Мбит /с.

Впрочем, как отмечалось на международной конференции Broadband Ukraine- 2013, на украинском рынке широкополосного доступа присутствует ряд сдерживающих факторов, которые оказывают влияние на инвестиционный климат в целом. Речь идет о нестабильной и "непонятной" нормативно-правовой, регуляторной среде.

Худшие показатели, по мнению экспертов, Украина получила по составляющей политической и регуляторной среды (125-е место): эффективность законодательных органов находится на 137-м месте в мире, эффективность правовой системы в урегулировании споров - на 138-м, в обжаловании регуляторных актов - на 135-м.

Отсутствие уверенности в защите своих прав и капиталовложений, коррупция и "зарегулированность" многих процессов (в частности при открытии бизнеса), а также нестабильность украинского рынка часто отпугивают инвесторов, которые могли бы распространить в стране лучшие практики по развитию информационно- коммуникационных технологий.

Пока же приходится прилагать дополнительные усилия для создания спроса на бродбенд, инвестировать деньги в потребителя, разъяснять ему ценность и важность услуги и таким образом создавать условия для дальнейшего роста технологии. О пользе математики

По мнению экспертов, в сегменте интернет-бизнеса Украина отстает от России на четыре года, а развитие этого сегмента тормозится из-за отсутствия соответствующей законодательной базы, в частности закона об электронных деньгах. Например, в РФ уже принята необходимая правовая база: летом 2012 года был разработан и принят закон о национальной платежной системе, в котором появилось понятие электронных денег и урегулированы многие другие аспекты. Вот чего еще не хватает в Украине.

По сравнению с государством и бизнесом более высокие оценки получает использование ИКТ гражданами. Рост оценок по этой составляющей позволил Украине подняться на 12 позиций за год в рейтинге 2012 года.

По данным GfK Ukraine, за 5 лет количество регулярных пользователей Интернета (население старше 16 лет) выросло почти в 3 раза, до 15 млн человек в 2012 году, а использование широкополосного доступа, по данным Point Topic (Великобритания), - в 10 раз, до 7 млн человек.

Увеличению общего числа интернет-пользователей способствовало значительное снижение интернет-тарифов и рост продаж смартфонов, особенно в небольших городах и поселках.

Относительно высокие позиции по уровню навыков населения как "проводника" ИКТ (39-е место) Украина получила благодаря высокой грамотности населения (5-е место) и качеству преподавания математики и естественных наук (36-е место). Хотя общее качество системы образования оценивается уже не так высоко - 62-е место в мире.

Значительному спросу на ИКТ со стороны населения способствует также и высокая технологичность устройств, которыми пользуются украинцы. И даже несмотря на то, что задерживается переход (выдача лицензий) на протокол стандарта 3G, потребление услуг мобильного Интернета растет даже при применении протокола 2G - более 11 млн абонентов (свыше 40% всей базы абонентов) пользовались мобильным Интернетом в 2012 году.

Что же касается компьютерного программирования, то из-за низкого спроса внутри страны украинские специалисты выполняют внешние заказы или эмигрируют навсегда.

В отчете European IT Excellent Awards можно прочитать, что Украина стала лидером среди 30 стран в номинации "Источник для IT-аутсорсинга".

Конечно, не последнюю роль в этом сыграли высокий уровень квалификации специалистов, конкурентоспособные цены, а также географическое положение страны. Но плоды этого успеха используют экономики других стран, для которых непосредственно и создается добавленная стоимость.

Дата: 27.08.2013
Источник: Украинская техническая газета